Подборка афоризмов, мыслей, оценок и советов Питирима Сорокина

Недавно, 4 февраля, была 123-я годовщина со дня рождения уроженца Коми, выдающегося философа и социолога современности Питирима Сорокина. Он подарил человечеству не только бесконечное множество плодотворных научных идей, но и кладезь мудрых советов, которые и в ХХI веке способны овладеть умами людей и помочь им в жизни.

Подборка афоризмов, мыслей, идей, оценок и советов П.Сорокина своим землякам

 

О детях

— Не беда, если настоящее печально. Но беда, если и будущее безнадежно. А будущее в детях!

— Самым важным условием превращения новорожденных детей в нравственно и умственно здоровых человеческих существ является благодать любви в обеих формах — возможность любить и быть любимым.

— Любовь — витамин для здорового роста ребенка.

— Любовь не только лечит и оживляет ум и организм индивида, но также проявляет себя как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида.

— Младенцы и дети, не освященные благодатью любви своей семьи, партнеров в играх и соседей, вырастая, становятся несчастными, умственно отсталыми и часто преступными людьми.

— Любить и быть любимым, по-видимому, самый важный витамин, необходимый для здорового роста индивида и счастливого течения его жизни.

— Право каждого ребенка на необходимый минимум материальной и умственной его экипировки, нужной ему для «жизненного бега» и для выявления своих талантов. Каждый ребенок должен и может быть поставлен в условия, удовлетворяющие элементарным требованиям санитарии и гигиены, обеспечивающие ему физиологическую сытость, одежду и здоровую среду, с одной стороны, с другой, снабжающие его минимумом знаний, навыков, опыта, как «орудий» ждущего его «строительства жизни», как элементарной тренировки, необходимой для участия в жизненном состязании. На это может претендовать каждый ребенок. Это дать ему обязано и может любое общество.

 О семье и браке

— Вопрос об устройстве семьи для меня гораздо важнее, чем вопрос о формах правления. При плохой организации первой и плохой наследственности невозможны ни совершенное устройство общества, ни здоровая общественная жизнь, ни совершенная политическая система. Если же при хорошей наследственности и семья будет организована надлежащим образом — будьте спокойны, такие люди сумеют создать и хорошо устроенное общество.

— Без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Слишком далеко зашел здесь развал и духовный и биологический, чрез половые болезни ускоряющий вымирание и вырождение русского народа. Пора остановить это бедствие. Оздоровление семьи, улучшение ее организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор, лепящий Socius’a из биологической особи, создавала и выпускала из своих рук индивидов со знаниями, с волей, с энергией, полагающихся на самих себя, — эта задача доступна каждому из Вас и составляет Вашу основную обязанность.

— Брак является общественным свидетельством физической, умственной, эмоциональной, духовной и гражданской зрелости человека. Для подавляющего большинства мужчин и женщин брак является жизненно необходимым, самым тесным и полным соединением тела, разума и души в одно нераздельное «мы», признанное обществом. В успешном браке индивидуальные эго обоих участников объединяются. Радости и горести одного становятся радостями и горестями другого. Ценности, стремления и жизненный опыт становятся общими. Они клянутся во взаимной верности до той поры, пока смерть не разлучит их. Узы брака воистину священны и неразрывны. Этот всеобъемлющий союз служит мощным средством от одиночества. Он развивает и выражает любовь самым наилучшим образом, нравственно облагораживает супругов и способствует подлинному воспитанию их детей.

— С давних времен родители в семье были самыми эффективными учителями своих детей, а семья — самой важной школой для превращения новорожденных человеческих детенышей в разумные социально-ответственные личности. Эта решающая образовательная роль выражена в изречении: «Какова семья, таково и общество».

— Любовь не только лечит и оживляет ум и организм индивида, но также проявляет себя как решающий фактор жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида.

О человеке и его развитии

— Устройство любого общества, совершенство его социальной жизни, духовное и материальное процветание и, наконец, его исторические судьбы зависят, прежде всего, от природы, свойств и поведения членов этого общества.

— Люди, люди — это самое главное. От них зависит, превратят ли они подаренный им судьбой дворец в «свинарник» или простую хижину — в чистое и благоустроенное жилище. Поэтому необходимо концентрировать внимание на людях».

— Судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великую конституцию и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития.

— Сохранение и усиление уцелевшего в России положительного биологического фонда, создание общественной среды, обеспечивающей максимальное развитие способностей каждого, стимулирующей развертывание его индивидуальных склонностей и талантов и тормозящей его порочные свойства. размещение населения в социальной пирамиде по его способностям — таковы три связанные друг с другом условия, необходимые для прочного возрождения России…

— Для процветания общества нужны не только наличность «биологического фонда» и полное развитие свойств и склонностей личности, но и соответствующее размещение этих лиц в сложной пирамиде общества. Нужно, чтобы каждая личность могла попадать и попадала на такое место в обществе, которое соответствует ее способностям и склонностям. На месте, соответствующем его склонностям, каждый член общества даст максимум общественно полезной работы. «Каждому по его способностям», и особенно наследственным, — такова краткая формула этой мысли

— Самая насущная потребность нашего времени – это человек, способный контролировать себя и свои желания, с сочувствием относящийся к своим ближним, понимающий и ищущий вечные ценности культуры и общества, глубоко осознающий свою личную ответственность в мире

— Любовь и истинная доброта, а не ненависть и сила создают мир, гармонию, социальное и моральное благополучие. Это урок, который человечество должно выучить и сделать своей главной внутренней составляющей

— В каждом обществе, желающем процветать, должны быть удалены все тормоза, препятствующие полному развитию индивидуальности, кроме тех, которые тормозят проявление и развитие преступных и антисоциальных поступков.

— Молодому поколению, вступающему в жизнь, должен быть предоставлен простор для выявления своих способностей и средства (материальные и духовные), снабжающие его орудиями для творчества и социально полезной деятельности.

О морали и нравственности

— Соблюдение, по крайней мере, минимума элементарных морально-правовых принципов есть такая же необходимость для экономического процветания общества, как наличие хороших организаторов, предпринимателей и капитала».

— Спасти жизнь, душу и «лицо», это спасти главное. Достояние и богатство — дело наживное.

— Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях.

— Личный почин, личная инициатива, личная энергия, производительная работа «по совести», а не согласно указке и капризам кого бы то ни было, — вот то, что нужно. Будет это — приложится все остальное.

— Сделай что можешь, лучше потерпеть неудачу в достижении великой цели, чем успешно плавать на мелководье.

— Добрый и приветливый человек имеет тенденцию к более продолжительной жизни и лучшему здоровью, чем недобрый и особенно одержимый ненавистью человек.

— Без нравственного совершенствования людей не спасет и перемена общественного строя, изменение законов и учреждений

— Человек редко представляет себе последствия своих действий, но в конечном итоге хорошие дела приносят человеку добро, тогда как злые дела возвращаются ему страданиями.

О знании и образовании

Развитие и культивирование знаний в нашей Родине ? задача очередная, неотложная и, быть может, важнейшая из важнейших.

— Главный и единственный фактор всякого прогресса – развитие знаний.

— В знании — сила и спасение народа. Экономия здесь неуместна. И общество, и ведомство просвещения должны расстаться с былой постановкой образования в государстве, пересмотреть всю укоренившуюся систему и перестроить ее сверху до низу заново.

 Об обществе, власти, реформах и революциях

— Между гражданином и должностным лицом, носителем власти, нет никакого различия, всякое должностное лицо ? гражданин и всякий гражданин ? должностное лицо.

— Всякое должностное лицо, носитель власти — гражданин, и всякий гражданин — должностное лицо.

— В правовом государстве всякий гражданин является участником власти, поскольку он служит делу общественного блага. В силу этого он несет на себе все права власти, но вместе с ними и все обязанности, вытекающие из принципа социального служения. Подлинное же понятие гражданина требует того и другого. Тем именно, что он сознает не только свои права, но и обязанности, умеет не только предъявлять требования к другим, но и к себе самому, гражданин отличается от деспота ? с одной стороны, и от взбунтовавшего раба ? с другой…

— Каждый гражданин ? носитель власти в известном объеме, в том, который диктуется принципом социального служения, откуда и следует, что иерархия власти и ее органов не исключается этой конструкцией, но поэтому же, он несет на себе и всю ответственность и все обязанности власти, соответственно его общественной функции.

— Гражданину ? вся полнота власти, но и вся полнота обязанностей!

И каждый из Вас сам должен стать настоящим socius’ом, индивидуальностью, чуждой и эгоистического шакализма, и невежественно слепой стадности…

— Хорошо и прочно строится лишь то, что строится исподволь и постепенно, а не «по щучьему велению», не путем конвульсивных и смелых разрушений старого дочиста.

— Вместо революционных путей и экспериментов есть другие пути улучшения социальных условий и проведения смелых реформ. Эти пути сводятся к следующему канону социальной реконструкции.

— Никакая реформа не должна насиловать человеческую природу и противоречить основным ее инстинктам. Русский коммунизм, как и большинство революционных опытов, пример обратного.

— Любая реформа должна считаться с реальными условиями. Большинство революционных реформ представляют собой грубое нарушение этого условия.

— Практическому осуществлению реформы должно предшествовать внимательное изучение положения дел и конкретных условий. Революции полностью игнорируют и это условие.

— Реформационный опыт должен быть испробован сначала в малом масштабе и только тогда, когда в этом малом масштабе он даст положительные результаты, возможен переход к опытам в большом масштабе. Революции, конечно, игнорируют это условие.

— Реформы должны проводиться только легальными и конституционными методами, элемент насилия должен в них отсутствовать или допустим в совершенно ничтожном размере. Революции — полное отрицание этого правила.

— Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс.

— Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений, мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей… Только тогда, когда мы познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями.

— Для хорошей игры великой и волнующей драмы, носящей название «История России», прежде всего, нужны «Божьею милостью» наследственные актеры. На их подбор, тренировку, правильное распределение ролей, сообразно их талантам — вот на что должно быть обращено главное внимание. Без хороших актеров — декорации и «фасады» не спасут.

— Для оценки степени государственного деспотизма и свободы граждан гораздо более важным критерием является характер государственного контроля и вмешательства.

— Если носители власти выставляют программу, соответствующую требованиям и запросам народа, если их действия звучат в унисон с тем, что хочет большинство, если, иначе, доверие, покоящееся на этих основах, есть, – власть дана, она могуча, она незыблема.

— Любая партия сильна лишь до тех пор, пока ее политика удовлетворяет большинство населения. Если этого удовлетворения нет — а история показывает, что любая партия может удовлетворить население лишь в течение небольшого ряда лет, в лучшем случае, то партия теряет своих членов, на ближайших выборах проваливается. если же выборов нет и партия диктаторствует, — ее диктатура свергается насильственно.

— Выход из тупика приходится искать в области производства. Возрождение народного хозяйства России сводится, таким образом, к количественному увеличению и качественному улучшению производства страны.

— Для того чтобы жизнь любого общества могла функционировать правильно, необходимо, чтобы в данном обществе была некоторая уверенность в завтрашнем дне. Как в жизни любого человека те или иные широкие задания и планы могут осуществляться лишь при уверенности, что завтра он не умрет, так и в жизни общества тот или иной порядок, те или иные улучшения могут проводиться при той же общей предпосылке жизнеспособности данного общества и коллективной уверенности, что оно будет жить, что в ближайшее же время не умрет.

— Перед нами задача: прочное возрождение России и русского народа, длительное увеличение его материального и духовного благосостояния.

О коми народе и коми языке

— Зыряне – народ даровитый, легко обучающийся грамоте, легко перенимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к «практике», за то их и прозвали «северными американцами».

Зыряне народ мирный, гостеприимный и честный.

Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях Золотого Века, Десяти заповедях и на взаимопомощи… Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренние «категорические императивы», а вовсе не из страха наказания…

В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непосредственного самоуправления…

Традиционный дух взаимопомощи в мои годы был еще достаточно силен и проявлялся в самых разных формах деятельности внутри сельской общины. Это препятствовало развитию слишком заметного неравенства и резкому экономическому, политическому расслоению жителей села…. Даже между двумя полами в основном соблюдалось равноправие. В результате здесь не было «классовой борьбы» и сформировавшихся политических партий, отстаивающих свои законные интересы.

Коми народ обладал замечательной эстетической культурой, которая обогащала и облагораживала души этих людей.

На протяжении всей жизни среди коми народа, я не припомню хотя бы одного случая религиозной нетерпимости или гонения за веру.

Почти весь коми народ говорил по-русски, владея вторым языком.

Зырянский язык вовсе не мешает русскому языку, напротив, только тогда русский язык можно хорошо усвоить, когда знаешь и понимаешь свой язык.

— Всякий язык представляет, прежде всего, громадную культурную ценность, над его созданием работают целые поколения людей — уже из-за одного этого язык имеет право на жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Важные новости дня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: