В последнее время в Республике Коми стали обсуждать концепцию создания общественного телевидения. Инициатива о его создании исходит от разных структур, но ясно одно, появление такого формата ТВ неизбежно. Толчком к активной работе в этом направлении послужило обращение Президента Дмитрия Медведева к Федеральному собранию, где он высказал мысль о создании такого формата телевидения. В других странах каналы общественного телевидения существуют давно. Хороший пример — британская корпорация «Би-Би-Си». Корпорация осуществляет как внутреннее, так и внешнее Интернет-, радио- и телевещание, проводимое Всемирной службой «Би-Би-Си». Корпорация не является государственным СМИ, а представляет собой общественную организацию с контрольным советом, состоящим из 12 попечителей. Финансовая модель существования корпорация на первый взгляд проста: жители страны, у которых есть телевизор, платят специальный сбор. Ежегодно эта сумма составляет 2,8 млрд фунтов (почти 5,4 млрд долларов).
И если в Британии с общественным телевидением все в порядке, то России, и Коми в частности, предстоит сделать первые шаги в этом направлении, хотя многие наверное помнят о том, что буквально до сентября 2002 года россияне могли смотреть в своих телевизорах канал ОРТ — Общественное российское телевидение, которое в последствии было переименовано в Первый канал.
О концепции создания общественного телевидения в Республике Коми мы попросили рассказать известного в регионе журналиста, продюсера Сергея Попова.
— В каком виде может существовать общественное телевидение у нас в республике?
— Общественное телевидение должно везде существовать одинаково. В первую очередь, оно должно быть интересно обществу и насаживание каких-то идей «сверху» может попросту не пройти. Насколько в данной модели будут учтены интересы общества, никто сказать пока не может. Опять же, по жизни так происходит, что, кто платит, тот и «заказывает музыку». Если финансирование такого рода проекта идет «сверху», то тогда в этой модели я вижу некое лукавство, несмотря на то, что доступ к эфиру может быть предложен разному кругу участников. В любом случае элемент «промывания мозга» в нужном векторе будет. Вопрос только во времени, когда это случиться. Через месяц, через год или два, но это обязательно произойдет.
Фото из личного архива Сергея Попова
— Получается, что цель создания общественного телевидения – это организация дополнительного канала воздействия на общественное мнение?
— Очень может быть, хотя канал может нести полезную функцию за счет программного контента. Но кто даст такие гарантии? Я пока в республике таких гарантий не услышал. Теперь возьмем другую модель, когда инициатором создания такого телевидения выступает общество. Поскольку сейчас идут большие предвыборные игры, правомочно сказать, что посыл создания общественного телевидения может исходить и от оппозиции, как системной, так и не системной. И такой посыл в Сыктывкаре есть. Но пока кроме желания создать такое телевидение, ничего больше нет. Нет целей и задач, а уже от этого выстраивается и все остальное – техническая составляющая, сетка вещания и т.д. Общественное телевидение ведь можно сделать и на обычном эфирном ТВ.
— Давай более подробно поговорим про контент. Какие передачи должны быть в эфире общественного телевидения?
— Канал не может удовлетворить всех потребностей. Разным точкам зрения и мнения необходимо давать квоты эфирного времени, направленные на ту или иную аудиторию. Если говорить конкретно о каких-то программах или рубриках, то, конечно же, это спортивные трансляции. Если это формат республиканского общественного телевидения, то необходимы трансляции как профессионального, так и любительского спорта. Нужно выводить на экран общественного ТВ культуру. А вот так называемых «говорящих голов» в эфире быть не должно. Просто у нас в телевизоре и так много «говорящих голов». К тому же, есть проблема. В Сыктывкаре людей или «говорящих голов», которые владеют темой и умеют правильно говорить, очень мало. Если такой человек говорит в прямом эфире, то его уровень должен быть очень высоким, чтобы на протяжении какого-то времени держать аудиторию у экранов и чтобы эта аудитория рассказчика воспринимала легко и без особого напряжения.
— Ты сказал, что есть концепция создания общественного телевидения «сверху», когда финансирование идет напрямую из государственных или около государственных структур, а есть концепция создания телевидения со стороны оппозиции. Существует ли середина, когда инициатива создания такого телевидения идет «снизу» и не принадлежит ни чиновникам, ни оппозиции, ни каким-либо политическим структурам?
— Почему бы и нет? Нужно просто раскачать эту часть общества. Ведь создать такое телевидение может человек или структура, которая может сегодня производить качественный контент. Но у таких структур должен появиться интерес производить такой контент, а у другой части общества должен быть интерес такой контент потреблять.
— Я знаю, что ты сегодня как раз занимаешься созданием такого контента. В активе твоего агентства есть Интернет-радиостанция и буквально на днях было запущено в тестовом режиме Интернет-телевидение. Наверное, пока это еще не формат общественного телевидения, но технически канал реализовывается именно в этом русле. Для какой аудитории будет этот канал и какова технология его создания?
— Если говорить о технической стороне вопроса, то, конечно же, площадка для вещания такого телевидения – Интернет, который несравнимо дешевле с другими вариантами организации вещания. С переходом эфирных каналов на «цифру», не известно, сколько каналов останется в свободном доступе. Если говорить с точки зрения общественного телевидения и с точки зрения коммерческого телевидения, нужна аудитория, которая приносила бы прибыль. При формировании сетки вещания необходимо учесть все запросы аудитории. Это в идеале. В реалии мы понимаем, что этого никогда не будет. Людям, которые проводят свой досуг за бутылкой пива не интересно такое телевидение сейчас, оно им не будет интересно и в дальнейшем. Интернет аудитория мало цензурируемая и, как правило, эта аудитория более продвинутая, поэтому качество контента и эфирная сетка не должны быть «ширпотребовскими». Если говорить о запуске нового канала, то в него необходимо сразу включать то, чего нет на других каналах. Это могут быть хорошие фильмы, хорошо «упакованные» те же самые «говорящие головы». Мне интересно было бы объединить информационные потоки из разных районов республики и сейчас мы ведем переговоры с производителями телевизионного информационного контента, а также будем привлекать в качестве экспертов людей из других регионов России. Сейчас в этом направлении тоже ведется работа.
— Пока мы с тобой говорим о том, кто и как может создать такое телевидение. Если такое телевидение появится по указке чиновников или его создаст некая оппозиция, будет ли такое телевидение востребовано обществом? Нужно ли вообще общественное телевидение населению?
— Говорить о создании общественного ТВ стали после того, как 22 декабря 2011 года, выступая с Посланием Федеральному Собранию, Президент России Дмитрий Медведев предложил решить вопрос о создании общественного телевидения. И если бы тогда Президент не высказал такую мысль, я думаю, общественное телевидение появилось бы само по себе в ближайшее время, потому что в обществе назрела потребность в таком телевидении. Люди хотят получить некую альтернативу тому, что они видят по общероссийским или республиканским каналам. Народ устал от тупого гламура, от высокой технологии промывания мозга, то, что мы видим сегодня на большинстве каналов. Не зря ведь в последнее время телевизор называют не иначе, как «зомбоящик». Аудитория начинает утекать в Интернет, а сеть позволят применять более широкие технологии при работе с такой аудиторией, дает возможность выбора того контента, который будет интересен конечному потребителю, а также выбирать время, удобное для просмотра.
Несомненно одно, создаваемое новое телевидение не обязательно должно называться общественным. В первую очередь оно должно быть таким по духу.